+7 812 622-0000 — офис
+7 812 622-0003 — техническая поддержка

3 Ноября 2016 года

Дома возьмут в интернет-осаду

Уже в этом году должен быть принят долгожданный закон, регулирующий порядок предоставления услуг связи в многоквартирных жилых домах. Он гарантирует операторам право прокладывать линии связи даже для одного абонента, не получая разрешений от иных собственников и «коммунальщиков».

Агентство правовой информации

Уже в этом году должен быть принят долгожданный закон, регулирующий порядок предоставления услуг связи в многоквартирных жилых домах. Он гарантирует операторам право прокладывать линии связи даже для одного абонента, не получая разрешений от иных собственников и «коммунальщиков».

Для организации так называемой фиксированной (проводной) связи телекоммуникационные компании вынуждены использовать общее имущество домов – подвалы и чердаки, парадные и иное. Действующее законодательство предусматривает, что для доступа к таким объектам оператору требуется получить согласие не меньше двух третей собственников квартиры и иных помещений. Но по факту чаще всего провайдерам приходится взаимодействовать с управляющими компаниями, руководителями ТСЖ, ЖСК и иными структурами. Отсутствие специальных норм приводит к злоупотреблениям и ограничивает конкуренцию (АПИ писало об этом – Провайдеров пустят в дома).

День открытых дверей

Существующие требования в Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ считают невыполнимыми: «Провести собрание собственников и получить 2/3 голосов на практике невозможно в подавляющем количестве случаев. В результате из-за нежелания одной части жильцов принимать участие в голосовании другая часть лишена возможности пользоваться качественными услугами связи по конкурентным ценам», – убеждены в ведомстве.

Для решения этой задачи чиновники предложили отменить практически любые согласования. Законопроект, внесенный в Правительство России на минувшей неделе, гарантирует «недискриминационный доступ к инфраструктуре» – право бесплатно прокладывать провода и устанавливать необходимое оборудование всем провайдерам, заключившим договор хотя бы с одним проживающим в многоквартирном доме абонентом. Управляющие компании должны будут заключать с каждым таким оператором специальный безвозмездный договор об оказании услуг по организации доступа пользователей к электросвязи. В то же время чиновники оговаривают, что эта обязанность возникает, только если каждому участнику могут быть обеспечены необходимые технические условия для размещения, эксплуатации, обслуживания и модернизации соответствующего оборудования и сетей. Таким образом власти намерены оградить жильцов от загромождения парадных и лестниц, возможно, десятками и сотнями кабелей, роутеров и иного оборудования. Причем подключаемого к общедомовым сетям электроснабжения.

Вместе с тем процедура решения проблемы конкуренции не определена. По существу бесплатно «войти в дом» смогут только несколько провайдеров, первыми заключившие договора с жильцами и подавшие соответствующие заявки. По исчерпанию ресурсов для размещения их оборудования управляющие компании на формально законных основаниях смогут отказывать новым претендентам. Не исключено, что «коммунальщики» будут намеренно создавать такие спорные ситуации с целью получения от операторов «мзды». «Существует риск возможных злоупотреблений со стороны управляющих компаний в части установления каких-либо платежей», – полагает начальник отдела правовой экспертизы ПАО «МГТС» Юлия Баронина.

В Минкомсвязи отрицают такое развитие событий, напоминая, что действия по навязыванию «дополнительных» услуг провайдеры вправе обжаловать в суд. Кроме того, надзор за соблюдением «ЖЭКами» требований «антидискриминационного» закона поручается государственным жилищным инспекциям.

Собственность или информация?

Критически инициативу связного ведомства оценили и эксперты Министерства экономического развития России. В частности, они указывают на опасность роста расходов всех добросовестных жильцов, так как связанные с размещением многочисленных средств связи затраты управляющие компании и иные жилищно-эксплуатационные структуры законно переложат на собственников.

Противники предложенного проекта убеждены, что «свободный вход» провайдеров нарушает конституционное право собственности: «Право на получение информации не может иметь приоритет над обеспечением безопасных и благоприятных условий проживания граждан в многоквартирном доме. Владельцы помещений и осуществляющие управление лица отстраняются от участия в принятии решений об условиях пользования общим имуществом», – убежден директор по работе с государственными органами ОАО «Фортум», член Президиума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Павленко.

Другие участники публичного обсуждения указывают даже на риск повышения террористической опасности, так как под видом сотрудников многочисленных телекоммуникационных компаний в дом смогут проникать посторонние, в том числе злоумышленники. Представители жилищно-коммунального сектора напоминают, что бесконтрольная прокладка кабелей причинит ущерб дизайну фасадов и внутренней отделке, а «пробивка» через межэтажные перекрытия ослабляет конструкцию и, как следствие, сокращает срок жизни дома. «Провайдеров нельзя сравнивать с поставщиками жизненно-важных услуг. Без воды и тепла дом не будет пригоден для проживания, тогда как без Интернета можно жить без ущерба для здоровья», – убеждены скептики.

В Минкомсвязи перелагают бремя обеспечения сохранности общего имущества на управляющие организации, которые в случае нарушения оператором договорных обязательств или причинения вреда вправе обратиться с соответствующими требованиями в суд. «Законопроектом не предполагается бесконтрольная передача общего имущества многоквартирного дома операторам связи. Наоборот, их будет предоставлять управляющая организация на основании соответствующих договоров. Безвозмездное размещение оборудования не освобождает оператора связи от оплаты потребленной электроэнергии. Выбранный способ решения проблемы является оптимальным», – констатируют в ведомстве.

Поздно или никогда

Новые требования должны заработать уже с 1 января 2017 года. Тем временем некоторые участники рынка отмечают бесперспективность развития фиксированной связи – рост пользователей беспроводных сетей и внедрение технологий 4G (с перспективой 5G) стимулирует многих пользователей отказываться от стационарного доступа в Интернет и голосовой связи в пользу мобильного. Только за последние два года рентабельность деятельности операторов проводной телефонии снизилась на треть, предоставления телематических услуг – более чем в два раза. Подтверждением неэффективности этого сектора является и отказ государства от регулирования тарифов на городские телефоны, в том числе предоставляемые монополистами (в первую очередь ПАО «Ростелеком»).

Поэтому инициативу Минкомсвязи представители ряда телекоммуникационных компаний считают запоздалой, схожего мнения придерживаются и в экономическом ведомстве: «Полагаем, что для крупных и крупнейших городов России вопрос доступности услуг по широкополосному подключению к информационно-телекоммуникационной сети Интернет уже не является актуальным. Указанная проблема решена без введения специального государственного регулирования посредством удовлетворения операторами связи возникшего спроса на интернет-услуги у потребителя», – констатирует заместитель министра экономического развития РФ Савва Шипов.

Мнение экспертов

Андрей Гук, генеральный директор компании ОБИТ

Идея хорошая, но как это реализовать, пока не ясно. Очевидно, что любой оператор может получить одного абонента в конкретном доме, пообещав ему бесплатный Интернет. Итого в любой дом ломанутся по 30-40 операторов, появится по 40 воздушек на каждый дом – и что делать? Стояки в парадных сейчас везде забиты, даже в новостройках, провода операторов начнут укладывать в короба или просто вдоль стен. Сотни монтажников будут иметь доступ в парадные.

Доступность Интернета – это хорошо, но не убивая спокойствие и порядок. Единственный вариант избежать хаоса – это построить в каждом жилом доме слаботочную сеть, которая будет принадлежать дому и сводиться в единую серверную, в которую должны приходить все операторы (желательно одной четко обозначенной трассой). Далее управляющая компания дома или ТСЖ сдает любому оператору пару до квартиры за фиксированный, небольшой платеж.

Хотя надо признать, что такие проекты уж пытались реализовать, в том числе в Санкт-Петербурге, только все они провалились. Можно обязать застройщиков проводить такие сети в новых домах, но что делать с тысячами и миллионами уже существующих?


Владислав Воронков, генеральный директор СРО предприятий жилищного комплекса «МежРегионРазвитие»

Действующее законодательство о связи и Жилищный кодекс РФ явно «не стыкуются», что создает серьезные проблемы для «входа» операторов в многоквартирные дома. И без внесения изменений эту ситуацию не переломить.

С другой стороны, подготовленный законопроект ориентирован на регионы, в которых, наверное, действуют один-два провайдера. Если же в крупных городах установить оборудование в доме захотят десятки операторов – возникнут, соответственно, новые проблемы.

20 Октября 2016 года

В новостройки через радиоточку

Новостройки настолько перспективный сегмент для операторов фиксированной связи, что они готовы договариваться с застройщиками и брать на себя организацию обязательной инфраструктуры еще на этапе проектирования объекта. Сюда же входит утверждение связанных с этим нормативных документов.

TelecomDaily

Новостройки настолько перспективный сегмент для операторов фиксированной связи, что они готовы договариваться с застройщиками и брать на себя организацию обязательной инфраструктуры еще на этапе проектирования объекта. Сюда же входит утверждение связанных с этим нормативных документов.

Петербургский оператор «Обит», до этого работавший преимущественно с B2B-сектором, а теперь позиционирующий себя и как оператор "для новостроек", построил и запустил в эксплуатацию собственную сеть проводного радиовещания. Комплекс базируется на опорной сети компании; радиоузел, расположенный на петербургской телебашне, принят Роскомнадзором и введен в эксплуатацию.

В пресс-службе «Обита» отметили, что это позволит напрямую организовывать радиофикацию строящихся и реконструируемых объектов жилой и коммерческой недвижимости. «Благодаря запуску собственной сети проводного вещания «Обит» значительно упростит застройщикам и девелоперам процедуру сдачи объекта в эксплуатацию, - отметил генеральный директор «Обит» Андрей Гук. - Помимо обязательных для приемки госкомиссией телефонизации здания «под ключ» и обеспечения телевизионным сигналом, компания также предоставит и комплексную радиофикацию и помощь в организации оповещения ГО и ЧС".

Оператор берет на себя все стадии проекта - от выдачи тех. условий до ввода в эксплуатацию и последующего технического обслуживания, а также все необходимые согласования с государственными инстанциями, подготовку документов для прохождения госкомиссии в ГАСН.

На сегодняшний день уже заключены первые договоры на подключение к сетям радиосвязи, реализуются проекты для компании YIT в ЖК «Новоорловский» и ЖК «Inkeri».

В «Обит» утверждают, что используемое оборудование имеет возможность масштабирования и способно обеспечить радиосигналом все возводимые дома и объекты коммерческой недвижимости Петербурга и Ленинградской области. Однако основным игроком на рынке комплексной инфраструктуры для новостроек в СЗФО все же является «Ростелеком Северо-Запад».

Этой весной «Ростелеком Северо-Запад» запустил в Санкт-Петербурге и Ленобласти проект по подключению новостроек к комплексной инфраструктуре связи (http://www.tdaily.ru/news/top-novosti/38953). Оператор начал строить мультисервисные сети «под ключ», принимая на себя финансовую составляющую (что выгодно застройщикам) и получая при этом абонентов первым. На базе сети «Ростелекома» производится и часть обязательных работ: подключение к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения (РАСЦО), радиофикация и телефонизация объекта, необходимые для сдачи объекта в эксплуатацию.

В целом же не много операторов имеет собственные сети проводного радиовещания, и сегмент этот нельзя назвать высококонкурентным. В Петербурге объекты коммерческой и жилой недвижимости подключает к системам РАСЦО и системам проводного радиовещания, например, и компания «ВестКолл». На проводное радиовещание оператор более года выдает собственные ТУ. «Комплекс РАСЦО плюс проводное радиовещание обязателен на любом жилом объекте недвижимости, и без него сдать объект госкомиссии просто невозможно, - заместитель руководителя коммерческого отдела по интеграционным проектам компании «ВестКолл» Илья Рошаль. - Подключение проводного радиовещания, как и любая другая коммерческая услуга, имеет цену, но эта услуга ценна не своей стоимостью, а самим фактом обязательного наличия для любого жилья».

Автор: Наталия Веденеева

31 Марта 2016 года

Wi-Fi на транспорте: российские перспективы

Несмотря на успехи столичных игроков и ряд интересных региональных инициатив в области обеспечения Wi-Fiдоступа на транспорте, ещё долгие годы главным потребителем Wi-Fi в России будет оставаться сегмент гостиниц, ресторанов и кафе.

IoT.ru

Несмотря на успехи столичных игроков и ряд интересных региональных инициатив в области обеспечения Wi-Fiдоступа на транспорте, ещё долгие годы главным потребителем Wi-Fi в России будет оставаться сегмент гостиниц, ресторанов и кафе. В транспортной отрасли наиболее перспективным является развитие Wi-Fi доступа авиаперевозчиками: так называемый inflight Wi-Fi.

Общим плюсом всех технологий в рамках Wi-Fi всегда было то, что они являлись недорогими и простыми в настройке, обеспечивая при этом доступ в сеть даже в тех местах, где стабильное широкополосное проводное соединение обеспечить трудоёмко или невозможно.

За последние несколько лет во всём мире число хот-спотов Wi-Fi росло в геометрической прогрессии как в частных домохозяйствах, так и в публичном доступе (так называемый outdoor Wi-Fi). Нашли своё применение технологии Wi-Fi и на наземном транспорте, и в авиации, и в морских перевозках, что стало отражением потребности современных путешественников оставаться в сети и иметь доступ к интернет-сервисам, даже находясь в дороге. 

Согласно исследованиям Markets&Markets, в целом мировой рынок Wi-Fi оценивался в $14,8 млрд по итогам 2015 года, а к 2020 году может достигнуть $33,6 млрд при среднегодовом темпе роста 17,8%. По данным iPass, крупнейшего в мире коммерческого Wi-Fiсервиса, с 2013 года до января 2015 года количество доступных во всем мире публичных хот-спотов Wi-Fi выросло на 80% и достигло 50 млн. А в 2018 году будет насчитываться уже 340 млн публичных хот-спотов, и если в 2015 году один хот-спот приходился на 150 человек в пересчете не население планеты, то через три года один хот-спот будет приходиться на каждые 20 жителей Земли.

Среди всех стран мира, по подсчетам iPass, по количеству коммерческих хот-спотов лидирует Франция (13 млн), следом за ней с небольшим отрывом – США (9,8 млн) и Великобритания (5,6 млн). Правда за счет ряда интенсивно развивающихся проектов уже на конец 2015 года в США должно было стать 32 млн. публичных хот-спотов: больше всего в мире.

HoReCa обгоняет транспорт

Россия, мягко говоря, не является лидирующим рынком публичного Wi-Fi. Согласно статистике iPass, в России насчитывалось более 76 тыс. коммерческих хот-спотов Wi-Fi на март 2016 года, из них львиная доля принадлежала ритейлерам и заведениям общепита и только несколько сотен – перевозчикам. Такие данные совпадают с оценками J’son & PartnersConsulting: аналитики агентства отмечают, что по проникновению Wi-Fi среди B2B в России с большим отрывом лидирует сектор HoReCa (Hotel, Restaurant, Café – отель, ресторан, кафе). В целом проникновение Wi-Fi в регионах России в сегменте B2B составляет не более 10%, что указывает на высокий потенциал роста регионального рынка Wi-Fi.

По данным J’son & Partners, объём российского рынка управляемых сетей Wi-Fi в 2013 г. превысил 1,5 млрд руб., из которых 70% пришлось на услуги связи и рекламу, а оставшиеся 30% – на прямые продажи оборудования и сервис.

Правда, у российского рынка Wi-Fi есть ряд сдерживающих факторов, и их влияние довольно существенно. Прежде всего, существуют специальные требования регулятора к обязательной аутентификации пользователей в Wi-Fi сетях: эту задачу операторы решают самостоятельно или покупают готовые решения, предоставляемые рядом системных интеграторов. При этом стоимость выхода на транспортный объект относительно невелика и составляет до 50 тыс. рублей, включая всё необходимое оборудование, что является плюсом.

Второй большой проблемой является то, что транспортные компании не оказывают услуги связи напрямую: для этого они заключаются партнерские соглашения со специализированными операторами. Подобные переговоры могут вестись годами, не приводя к конкретному результату. Как, например, у ФГУП Петербургский метрополитен, который, протестировав Wi-Fi доступ в вестибюлях станций, так и не вывел сервис в коммерческую эксплуатацию. Как рассказали M2M Russia News в пресс-службе предприятия: 

«Два года назад были попытки запустить сервис Wi-Fi в вестибюлях 36 станций, но в настоящее время вопрос не решен, этой услуги у нас нет». По словам представителя Петербургского метрополитена, основная причина в том, что предприятие не может договориться с операторами о цене услуги.

Наконец, третий «негативный» фактор – это развитие мобильных сетей 3G и 4G в крупных городах страны. Покрытие сетей таково, что большинство пользователей сотовых операторов, находясь в наземном транспорте, могут пользоваться мобильным интернетом: им Wi-Fi просто не нужен. 

Как прокомментировал M2M Russia News генеральный директор «Обит» Андрей Гук, «Мобильная связь предоставляет достаточные скорости доступа в интернет, интернет-пакеты на многих тарифах достаточны, чтобы быть онлайн в дороге с работы и на работу. А требования к авторизации в WiFi-сетях снижают удобство пользования технологией. Wi-Fi может быть востребован там, где нет мобильной связи или большая плотность роуминговых абонентов». – считает эксперт. По его словам, сама компания «Обит» предоставляет услуги Wi-Fi в аэропортах, на автовокзалах, но не неподвижных объектах. «Я считаю, что услуги Wi-Fi в транспорте, за исключением авиации, это тупиковый путь», - резюмировал Андрей Гук. 


Заметные проекты

Ещё около двух лет назад интерес к публичному Wi-Fi, в том числе на транспорте, проявляли мобильные операторы. Здесь можно вспомнить и проекты «Билайна» с оснащением Wi-Fi трамваев Екатеринбурга, и аналогичную инициативу «Мегафон» для троллейбусов в Пензе, и МТС с проектом в троллейбусах Томска: это далеко не все кейсы подобного рода. В летнем сезоне 2015 года проект по оснащению прогулочных теплоходов на Москве-реке модулями Wi-Fi осуществил тот же «Билайн». Но в целом, интерес мобильных игроков к этой сфере стих, поскольку операторы столкнулись с тем, что Wi-Fi на публичном транспорте не только мешает продавать пакеты дата-трафика, но и дополнительно перегружает сеть. Не случайно в конце 2015 года «Билайн» выставила на продажу свою уличную сеть Wi-Fi в Москве, доставшуюся ей в наследство от Golden Telecom.

На данный момент, есть работающие инициативы по Wi-Fi на транспорте в регионах, но наиболее масштабные проекты такого рода реализуются исключительно в столице. Даже в Санкт-Петербурге, городе с традиционно высокими показателями развития интернет-доступа и связи, в подземке Wi-Fi так и не появился, о чем мы упоминали выше. А на наземном транспорте в Северной столице он реализуется в виде точечных проектов: поймать сигнал можно в 101-м автобусе ОАО «Третий парк», следующем в Кронштадт, и в 39-м трамвае, курсирующем в Невском районе.

Сравним с московским опытом, где крупные проекты на транспорте уже реализованы. В частности, с 1 февраля 2016 года в московском наземном транспорте появился бесплатный WiFi: по контракту с «Мосгортрансом» его предоставляет NETBYNET (100% «дочка» «Мегафона»). Скорость доступа в интернет в транспорте составляет до 10 Мбит/с. Как рассказали M2M Russia News в пресс-службе NETBYNET, на конец февраля оснащены Wi-Fi 33% от общего количества транспортных средств. По итогам первого месяца работы услуги, в сети зарегистрировалось более 56 тыс. пользователей, количество пройденных авторизаций превысило отметку 215 тыс.

Другая компания, «МаксимаТелеком», является оператором одной из крупнейших Wi-Fi сети на транспорте в России и Европе: оператор открыл сеть беспроводного доступа в московском метро еще в 2013 году. В 2015 году было зарегистрировано около 550 млн подключений к сети «МаксимаТелеком», ее ежедневная аудитория составила 1,2 млн уникальных пользователей. Всего роутерами оборудовано 650 составов состоящих из 5 тыс. 450 вагонов. Пропускная способность сети - 20 Гбит/с.

С конца 2015 года «МаксимаТелеком» начал предоставлять услуги Wi-Fi и в московском аэропорту «Шереметьево» в терминалах С, D, E и F. А в феврале 2016 года «МаксимаТелеком» выиграла конкурс Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) на оснащение 65 подмосковных электричек WiFi-сетью, значит, сеть будет развиваться. Оснащение должно быть завершено к концу 2016 года. Московский железнодорожный узел обслуживает ежедневно около 1,6 млн пассажиров, и перспективы внедрения Wi-Fi здесь сопоставимы с «подземным» опытом компании.

В тестовом режиме услуга бесплатного Wi-Fi в ЦППК уже работает, правда только на одной из электричек, которая курсирует на савеловском, белорусском и курском направлениях Московской железной дороги. Этот состав был оснащен WiFi-доступом со средней скоростью от 2 до 40 Мбит/c в феврале 2015 года: в его WiFi-сети перевозчик регистрировал в среднем 1,4 млн подключений и 40 000 уникальных пользователей в месяц.

Анонсированное сотрудничество «МаксимаТелекома» с ЦППК, пожалуй, одна из самых масштабных инициатив подобного рода за последние годы на железнодорожном транспорте. И хотя представители РЖД анонсировали курс на повсеместное оснащение электричек доступом к Wi-Fi ещё в 2013 году, подобные проекты ведутся пока не централизованно, хотя перспективы есть.

На железнодорожном транспорте региональные проекты Wi-Fi пока также точечные. Недавно, например, ОАО «Волгоградтранспригород» возобновило доступ к сети интернет через беспроводное Wi-Fi подключение в своих вагонах: интернет появился во всех пригородных электричках. В Нижнем Новгороде в начале года пассажирам электрички «МЕГА-Экспресс» стал доступен бесплатный Wi–Fi от компании «Нижегородская сотовая связь». Также оборудовали Wi-Fi и электрички в Приангарье, не дожидаясь указания из центра: проект реализует «Байкальская пригородная пассажирская компания».

Технические нюансы и монетизация 

Пока часть Wi-Fi проектов на транспорте можно отнести к имиджевым: они не приносят своим организаторам реального дохода. Большей же частью для монетизации таких услуг используется рекламная модель, как в московском метро. Кстати, в «Шереметьево» доступ к Wi-Fi от «МаксимаТелеком» платный с 15 минуты: здесь работает другая схема. В метро абонент также может подключить премиальный пакет, получив доступ к московской WiFi-сети «МаксимаТелекома» без рекламы и необходимости авторизации. В зависимости от продолжительности действия услуга стоит от 74 до 99 руб. в месяц.

Но помимо этого оператор вел переговоры с четырьмя сотовыми операторами, работающими в Москве, о создании специального городского тарифа или опции, включающей в себя бесплатный доступ к московской сети WiFi в метро без рекламы и авторизации.

Как рассказал M2MRussiaNewsОлег Копицын, заместитель генерального директора «МаксимаТелеком», у компании есть планы выхода в другие крупные мегаполисы, но пока они «не раскрываются». «Аналогичная Московскому метрополитену модель, где сеть построена полностью на частные средства, возможна в единичных случаях – плотность пассажиропотока почти во всех регионах, все же, сильно ниже, поэтому рекламная модель не позволит окупить инвестиции», - заявил топ-менеджер.

Вопрос об инвестициях – довольно острый, и не каждый региональный игрок сможет себе их позволить на фоне того, когда окупаемость проекта под вопросом.

Как ранее заявляла «МаксимаТелеком», строительство WiFi-сети в Московском метрополитене стоило ей около 2 млрд рублей. А стоимость её контракта с ЦППК - 178,9 млн рублей. Сумма пятилетнего контракта NETBYNETс «Мосгортрансом» на оборудование и обслуживание 8000 транспортных средств – 403 млн рублей.

В «МаксимаТелеком» рассказали M2MRussiaNews, что для подключения транспорта к интернету существует два реально работающих базовых подхода: первый - использование сигнала сотовых сетей, преобразуемого бортовым роутером в сигнал Wi-Fi. SIM-карт может использоваться несколько для повышенной отказоустойчивости и пропускной способности. Так, поступили, например, в NETBYNET: специально под проект с «Мосгортрансом» в компании разработали решение на базе нескольких SIM-карт Wifire Mobile. Сигнал обеспечивают как раз специализированные роутеры, а качественное покрытие 3/4G сети в Москве позволяет сигналу проникать в транспорт и обеспечивать до 10 Мбит/с на транспортное средство.

В «МаксимаТелеком» отмечают, что преимущества подключения через мобильную сеть – меньшие временные и финансовые затраты, а недостатки - недоступность сети в часы пик в черте города, невысокая средняя пропускная способность

Стоимость оборудования одной точки может варьироваться от 20 тыс. рублей до 5 млн. рублей на одну подвижную единицу в зависимости от ее размера и класса решения.

Второй вариант – создание собственной инфраструктуры радиочастотных базовых станций для доставки сигнала сети на подвижную единицу. Здесь сигнал принимает ответная мобильная базовая станция, после чего он распределяется сетевыми маршрутизаторами и конвертируется в Wi-Fi с помощью стандартных точек доступа. Преимущества такой схемы - гарантированная стабильная пропускная способность не менее 60 Мбит/с на транспортную единицу, возможность поддержания высокого уровня доступности услуги и реализации дополнительных сервисов. 

«Главный же минус состоит в том, что такие решения дорогостоящие: от 500 тыс. до 5 млн. рублей на одну подвижную единицу плюс от 1 до бесконечности млн. рублей на километр пути. Кроме того, могут существовать административные и физически ограничения при развертывании стационарной радиоинфраструктуры на улично-дорожной сети», - пояснил М2М Russia News Олег Копицын.

Wi-Fi в полете и перспективы 

Интересно, что, ссылаясь на постоянный рост проникновения 3G и 4G сетей, многие опрошенные M2M Russia News высказали мнение, что наиболее перспективный сегмент для услуг Wi-Fi на транспорте – это так называемый inflight Wi-Fi, то есть оборудование Wi-Fi хот-спотами воздушных судов. Особенно актуальны подобные интернет-сервисы для бизнес-пассажиров. По данным Markets&Markets за 2015 год, ежегодно бизнес-путешественники только в Серверной Америке и Европе тратят около $1,33 млрд на доступ в интернет во время нахождения в пути. По данным IPKInternational, только в 2014 году такие пассажиры совершили 78 млн деловых поездок.

На данный момент, по числу оснащенных Wi-Fi воздушных судов лидируют США: здесь таких 2793, тогда как в других странах в общей сложности – 623, по данным iPass. Тем не менее, по числу таких судов Россия занимает пятое место в мире после ОАЭ, Германии и Норвегии, а это достаточно неплохой показатель.

Но и в других сегментах эксперименты с Wi-Fi на транспорте будут продолжаться и, как показывает опыт столичного региона, они вполне имеют право на жизнь при выработке моделей монетизации, выгодных как для перевозчиков, так и для провайдеров. В целом, по прогнозам J’son & Partners Consulting, в 2015-2018 гг. рынок публичных сетей Wi-Fi в России будет расти с показателем CAGR, равным 5%, и к 2018 года его объем превысит 290 тыс. точек доступа.

Автор: Анастасия Симакина